Блог (англ. blog, от «web log», «сетевой журнал или дневник событий») — это веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа.
Для блогов характерны недлинные записи вре́менной значимости,
отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись
сверху). Отличия блога от традиционного дневника
обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних
читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в
отзывах к блог-записи или своих блогах).
Бло́герами (бло́ггерами)[1][2] называют людей, ведущих блог. Совокупность всех блогов Сети принято называть блогосферой.
По авторскому составу блоги могут быть личными, групповыми
(корпоративными, клубными…) или общественными (открытыми). По
содержанию — тематическими или общими.
Для блогов характерна возможность публикации отзывов (т. н. «комментариев», комментов) посетителями. Она делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, группами новостей, веб-форумами и чатами. По автору (авторам)
По тематической направленности
Обычно персональные блоги носят личный характер. Однако в среде
персональных, так же, как и в среде коллективных и корпоративных
блогов, существуют блоги специализированные, посвященные определенным
сферам жизни:
- blog.kremlin.ru — видеоблог Президента РФ Дмитрия Медведева
- Быт — блоги, в которых затрагиваются обычно проблемы взаимоотношений между людьми, психологии, ведения домашнего хозяйства — всего того, что связано с понятиями «быт», «личная жизнь»
- Путешествия
— блоги, в которых авторы делятся своими впечатлениями от поездок, дают
советы, как вести себя в той или иной стране, рассказывают про традиции
и обычаи других народов
- Мода — блоги, в которых обсуждаются новинки в мире моды, тренды, модные показы. Здесь можно прочитать мнения профессионалов, советы стилистов и людей, не равнодушных к моде
- Музыка
— блоги, в которых авторы выражают свои музыкальные
предпочтения,обсуждают новинки в мире музыки. Музыкальные блоги могут
быть посвящены определенному музыкальному направлению, а могут освещать
различные музыкальные жанры и стили.
По технической основе
Мотивация участия и функции блогов
Следует учитывать, что чтение блогов и авторство — два разных по
содержанию процесса. Люди, пользующиеся коммуникативными возможностями
блогов вне контекста ведения собственного блога, отмечают возможности
общения с людьми, с которыми они не имеют возможности общаться
непосредственно, например, с друзьями, живущими в других городах. Альтернативная экономика сообщений[3],
действующая в блогах, делает такую форму общения наиболее удобной, так
как она не предполагает обязательной взаимности и других ограничений
общения «один на один».
Евгений Горный в своей статье[4] выделяет помимо поддержания контакта с близкими, следующие цели, которые может преследовать читатель блогов:
- получение информации;
- чтение-развлечение;
- отслеживание реакции публики на те или иные действия (в самом деле, блоги представляют собой готовую огромную фокус-группу);
- чтение ради социализации, ощущения себя причастным к жизни известных людей.
В ходе опроса блоггеров Livejournal, проведённого в 2005 году[5], были выделены следующие функции блогов.
Коммуникативная функция
Коммуникативная функция упоминается чаще всего. Большинство
блоггеров говорят, что ведут или читают блоги ради общения с
интересными им людьми. В первую очередь это возможность сказать что-то
один раз так, чтобы это услышали многие. Какой смысл рассказывать
десяти, двадцати, тридцати знакомым о поездке в пригородный парк, если
это можно описать в своем блоге, украсив запись фотографиями? Каждый
прочтет об этом в удобное ему время или не будет читать вовсе, решив,
что это ему неинтересно. («Иногда хочется ночами поговорить, а все
спят. Тогда можно написать в ЖЖ и потом прочитают»). Впрочем, такая
ситуация порождает встречную проблему, когда двум встретившимся «в
реале» блоггерам, если они не обладают должной фантазией, бывает не о
чем поговорить.
Как для «читателей» так и для «писателей» можно выделить два
направления коммуникативной мотивации в использовании блогов — общение
со знакомыми и расширение круга общения. В то время как одни люди
заводят блог для удобства коммуникации с имеющимися знакомыми, другие
заводят блог для того чтобы познакомиться с новыми людьми, для
расширения своей аудитории. В этих двух формулировках — «познакомиться
с новыми людьми» и «расширить аудиторию», которые действительно
употреблялись участниками опроса, находит свое отражение еще одно
различие: в то время как одним нужны друзья, другим - слушатели.
Функция самопрезентации
Несколько респондентов отмечали, что изначально задумывали создать
персональную страничку (сайт в интернете), но потом, узнав о том,
насколько легко вести блог, предпочли эту форму изложения информации о
себе. Существует класс блогов, предназначенных для публикации и
обсуждения произведений автора (прозы, стихов, фотографий, рисунков),
однако и обычный дневник несомненно несет информацию о личности автора.
«Веду дневник, чтобы меня читали» могут сказать многие блоггеры.
Функция развлечения
Многие люди предпочитают ведение блога, чтение блогов и дискуссии в
комментариях в качестве развлекательного времяпрепровождения, особенно,
если они по каким-либо причинам ограничены в других средствах
развлечения, кроме интернета, и имеют довольно много свободного
времени, которое надо тратить, например, молодые мамы составляют
заметную часть сообщества блоггеров — им всегда есть о чем написать в
свой блог, у них много вопросов, с которыми они могут обратиться к
другим и т. д. Блоги представляют собой неисчерпаемый источник
развлекательного чтения.
Некоторые пользователи используют блоги, чтобы тратить время,
которого у них много, другие же используют его из-за нехватки
свободного времени для полноценного общения. Таким образом, механизм
сообщества блоггеров позволяет вести общение в удобном для каждого
пользователя режиме и с той интенсивностью, которая ему нужна (или
которую он может себе позволить).
Функция сплочения и удержания социальных связей
Как уже упоминалось, сообщество Livejournal объединяет десятки тысяч
русскоязычных пользователей, среди которых многие найдут людей, с
которыми они были когда-то знакомы. Блоги, выполняя функции социальных
сетей, позволяют поддерживать прервавшиеся в реальной жизни социальные
связи и лучше узнавать своих знакомых.
Благодаря особенности отложенной многопользовательской коммуникации
некоторые из респондентов используют блоги с нетрадиционной целью — для
организации взаимодействия рабочей группы, обсуждения рабочих вопросов
и т.п., так как для многих задач подобный способ оказывается более
удобным, чем электронная почта, службы мгновенных сообщений и т.п.
Группы, организованные на основе списков рассылки электронной почты
также могут выполнять подобную задачу, однако в ситуации, когда все
участники проекта ведут блоги на одном сервисе, добавлять еще один
канал коммуникации может показаться излишним.
Функция мемуаров
Как и традиционный бумажный дневник, блог, помимо новых функций,
может осознаваться и как несущий функцию мемуаров, места для каких-то
записей, которые могут пригодиться в будущем, способом не забыть о
подробностях тех или иных событий своей жизни. Пользующиеся этой
функцией респонденты полагают, что ведут дневник для себя, для того
чтобы потом читать, для того чтобы записывать что-то, что не хочется
забыть. И подумать об этом позже. Авторы создают нечто вроде отложенной
коммуникации с самим собой.
Функция саморазвития, или рефлексии
Эта функции связана с тем, что блог предоставляет возможность
участникам создать образ иного Я, возможно, такого, к которому автор
стремится. («Я начинал журнал, во-первых, как упражнение в открытости и
спонтанности»). Некоторые отмечают, что публичность дневника вынуждает
их продолжать его вести, а также заставляет учиться более грамотно
структурировать свои мысли, что помогает им и самим лучше понять
проживаемые события («излагая свою проблему или идею в письменном виде,
становится легче анализировать ситуацию»).
Психотерапевтическая функция
Встречаются также упоминания о психотерапевтической функции блога,
которая либо предполагалась заранее, либо была осознана в процессе
ведения записей — «выплеснуть эмоции», «изложить наболевшее», «для
успокоения нервов, в конце концов». Данная функция традиционного
дневника, ведущегося в укромной тетрадке, неоднократно упоминается
различными авторами и, по всей видимости, приобрела новую форму и новые
возможности, как способ пожаловаться на жизнь множеству людей сразу и
получить в ответ успокоительные «поглаживания». Если рассмотреть
содержание регулярных диалогов в сообществе пользователей livejournal
«ru_psychology», и не только там, то такого рода транзакции являются
одной из наиболее популярных форм общения: один «клиент» жалуется на
жизнь, а другие «клиенты» его утешают.
История
- Газета «Washington Profile» считает[6][неавторитетный источник?] первым блогом страницу Тима Бернерса-Ли, где он, начиная с 1992 года, публиковал новости. Широкое распространение блогов началось с 1996 года.[источник не указан 73 дня]
- В августе 1999 года компьютерная компания Pyra Labs из Сан-Франциско открыла сайт Blogger. Это была первая бесплатная блоговая служба. Впоследствии (в феврале 2003)[когда?] Blogger был выкуплен компанией Google.
- Компания Apple,
в конце 2004 года подавшая в суд на блоггеров, которые рассказали об их
новых товарах ещё до того, как о них официально объявила компания, и
потребовавшая открыть источник утечки информации, спустя два года
проиграла.[источник не указан 73 дня] В 2006 году было вынесено решение суда о том, что блоггеры обладают теми же правами по неразглашению источников информации, как и журналисты.[источник не указан 73 дня]
- В декабре 2008 года блог Оттенки Серого Мухамедова Сергея Эдуардовича получил от Россвязькомнадзора официальную регистрацию в качестве средства массовой информации.[источник не указан 47 дней]
Техническая основа
Технические возможности и ограничения блогов целиком определяются общими технологиями Сети. Ведение блога предполагает наличие программного обеспечения, позволяющего обычному пользователю добавлять и изменять записи и публиковать их во Всемирной паутине. Такое ПО называется движком блога и является частным видом системы управления содержимым.
Помимо основополагающей функции блога — добавления автором записей и
вывода их по порядку — стандартными для блоговых движков ныне являются
функции создания автоматически обрабатываемых списков обновлений RSS и Atom, форматирования текста и вставки мультимедиа в записи и, как упоминалось, функция добавления читательских отзывов.
Движок блога может быть на личном веб-пространстве автора (в этом случае он называется stand alone блог) или на мощностях одной из служб, предоставляющих место специально для блогов, — блог-платформ. Блоги могут быть связаны ссылками по технологии «трэкбэк»; а на блог-платформах часто создаются свои внутренние механизмы, способствующие множению связей и образованию социальных сетей среди блоггеров. Например, механизм «друзей» (френдов) на популярнейшей в Рунете блог-платформе Живой журнал.
|